Дайджесты
Дайджесты – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных потребителей. При подготовке дайджестов важно соблюдение Федерального Закона «Об авторском праве и смежных правах», следовательно, каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей и ведущих сотрудников предприятия. Авторство составителей дайджестов – сотрудников службы информации – проявляется:
1)в панорамном «видении» проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;
2) в поиске информации;
3) в экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;
4) в группировке материала, а по сути – в «выращивании» нового текста «под задачу»: под решение, принимаемое руководителем, под задание, выполняемое предприятием; под потребности ведущих работников предприятия и т. д.
Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки и проблемно-тематических указателей. Здесь также важно составление на первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое предписание, так будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.
Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста – фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). При этом составители сталкиваются с рядом проблем:
1) рассеянием нужной информации но широкому кругу источников и, как следствие, сложностью ее выявления;
2) рассмотрением различными авторами разных сторон проблемы, что приводит к трудности совмещения найденных сведений;
3) различиях в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
4) возможной противоречивостью сведений, несовпадением точек зрения разных авторов.
Все это предъявляет особые требования к группировке материала, форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциям, выводах или результатах.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) предисловие (от составителя);
4) основной текст, обычно разделенный на параграфы;
5) список использованной литературы;
6) приложения (иллюстративный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
7) словарь основных терминов (в случае необходимости). Дайджесты создаются в электронном виде, а читателям предоставляются в предпочтительной для них форме. Форма представления отражаются на структуре. Так, дайджест, предоставляемый потребителю в печатном виде, содержит вспомогательные указатели (предметный, указатель фирм, имен, географических названий). В электронном варианте дайджеста предусматриваются гиперссылки, облегчающие ориентацию в тексте.